Дух леса.
Древние славяне верили, что каждый лес имеет своего духа — лешего, который может стать пнём и кочкой, превратиться в зверя, птицу и даже растение, может менять рост, становясь ниже травы или выше деревьев.
Всё в лесу находится в его ведении и повинуется ему. Лешего представляли одетым в звериную шкуру, иногда с рогами и копытами.
Соблюдая права других духов — домового, полевика, он не ходил в деревни и поля. Лешие могли проказничать только в лесу: грибников и ягодников увести в глубь леса, из которого им не выбраться, или «напустить тумана» — когда человек долго ходит кругами по одному и тому же месту.
От этих проказ леших защищались молитвой, крестным знамением, особыми приёмами. Так, заблудившийся должен был сесть на упавшее дерево, снять рубашку, вывернуть её наизнанку, надеть заново обувь и рукавицы, поменяв их местами.
В стародавние времена пастухи накануне Иванова дня «заключали» с лешим договор: молоко из коров не выдаивать, скотину в болота не загонять.