Толкование и происхождение мифа «Илья Муромец».

Мифологизированный образ главного русского богатыря.

Илья Муромец — мифологизированный образ главного русского богатыря.

Илья Муромец

Мифологизированный образ главного русского богатыря.

Илья является главным в знаменитой богатырской троице вместе с Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем. В Илье Муромце воплощены лучшие черты русского народа: доброта, сила, справедливость.

Согласно былинам, он родился в крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом и с рождения не мог двигаться. Илья был в семье единственным ребёнком. Каждый день с восходом солнца его родители уходили в поле, а он оставался дома, на печи, с которой не мог встать. Так Илья дожил до тридцати лет.

Однажды в дом пришли два старца — калика перехожих — и попросили его напоить и накормить их. Илья ответил, что с радостью сделал бы это, но его ноги и руки не двигаются. Старцы выслушали его и заявили, что это уже не так.

Илья спрыгнул с печи и очень удивился своему исцелению, а потом сбегал в погреб, принёс угощенье, накормил и напоил старцев. А когда те ушли, отправился в поле к родителям и стал руками вырывать из земли мешавшие пахоте деревья.


Илья Муромец родился в крестьянской семье в селе Карачарово под Муромом и с рождения не мог двигаться.

После этого Илья заявил родителям, что чувствует в себе силы неуёмные и хочет ехать в дальние края, помогать русским ратникам защищать родную землю. Родители дали ему свое благословение, и Илья отправился в дальнюю дорогу.

Свой первый подвиг Илья Муромец совершил по пути в стольный град Киев. Возле Чернигова он встретился с «чёрной силушкой» — врагами, готовившимися захватить город. Стал Илья эту «силушку копьём колоть, саблей рубить да копытами конскими давить». Всю уничтожил и въехал в Чернигов-град.

Встретили его черниговцы с радостью, предложили княжить у них, но Илья отказался. Тогда мужики предупредили его, что по прямой дороге на Киев ехать опасно: много лет сидит в лесу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, пугающий пеших и конных своим жутким соловьиным свистом, змеиным шипением, звериным рычанием, от которых с деревьев опадают листья, а люди умирают.

Илья Муромец черниговских мужиков не послушался и поехал на Киев прямой дорогой. Вскоре он услышал страшный свист, змеиное шипение и звериный рык, от которых травы к земле пригнулись, листва с деревьев начала осыпаться, и даже его богатырский конь стал спотыкаться.

Достал Илья свой лук, натянул тетиву и послал в супостата стрелу. Стрела попала в правый глаз Соловья-разбойника, и тот свалился прямо под ноги коня Ильи. Богатырь привязал его к стремени своего коня и отправился дальше в Киев.


Богатырь привязал Соловья-разбойника к стремени своего коня и отправился в Киев.

Приехал Илья на двор князя Владимира и бросил к ногам князя Соловья-разбойника. Но тот не поверил Илье, что это тот самый супостат, который держал всю округу в страхе, и приказал Соловью засвистеть, зашипеть и зарычать. На что разбойник отвечал, что раны не дают ему возможности проявить свою силу, и попросил вина.

Дали Соловью чарку вина на полтора ведра. Выпил её Соловей-разбойник, а потом засвистел что было силы по-соловьиному, зашипел по-змеиному, зарычал по-звериному. И поднялся такой ветер, что «маковки на церквах накренились, стёкла посыпались, стены домов покривились, а люди от страха все попадали, будто умерли».

Тут вскочил на своего коня Илья Муромец, прикрутил сильнее Соловья-разбойника к стремени, выехал в чисто пале и сказал ему: 

— Хватит свистеть тебе по-соловьиному, шипеть по-змеиному, рычать по-звериному, хватит тебе пугать отцов-матерей, вдовить жён молодых, оставлять сиротами малых детушек, — и срубил Соловью-разбойнику буйну голову.

В другой раз ехал Илья в чистом поле и встретил странника, калика перехожего. Подъехал к нему богатырь и спросил, откуда идёт он. Калик ответил, что побывал он в святом граде Иерусалиме, поклонился Гробу Господню, окунулся в реке Иордан, обсушился под деревьями кипарисовыми, а на обратном пути заглянул в Царьград. видел Идолище Поганое, которое со своей ратью несметной держит в страхе весь город.

«Ноги у него как деревья, руки как грабли, голова как котёл медный, глаза горят, нос крючком с локоть в длину. А как на коня садится, так земля под ним прогибается. И выводят того коня двадцать человек. Сковал он железными цепями князя царьградского, Константина Боголюбовича».

 — Пойду в Царьград. вызову на бой это Идолище, ты бери моего коня и одежду мою богатырскую, а мне дай свою одежду галицкую, — решил Илья.

Дошёл он до Царьграда, схватил одного воина и стал выпытывать у него, где сидит Идолище, Тот рассказал, что огромное Идолище сидит в княжеском дворце, и нет на земле человека, который сумел бы одолеть его. Направился Илья в Царьград, прямо в княжеский дворец.

Увидев мужика в простой одежде, Идолище спросил Илью, кто он такой, а богатырь отвечал, что он калик перехожий, пришёл из русского города Мурома. Тогда спросило Идолище. правда ли, что на Руси есть богатырь, тоже из города Мурома, и что он сильнее всех русичей. Ответил Илья, что есть такой богатырь на Руси, он одного с ним роста, ест и пьёт умеренно.

Рассмеялся тут Идолище, решив, что такой богатырь ему не страшен, ведь он сам может в один присест съесть быка запечённого и выпить семь вёдер пива, а богатыря русского «посадит на ладонь и другой прихлопнет, от него только мокрое место останется».

 — Смотри, как бы ручки твои не отсохли, — сказал Илья.


Идолище решило, что такой богатырь ему не страшен, ведь он сам может в один присест съесть быка запечённого и выпить семь вёдер пива, а богатыря русского легко одолеет.

Развалилось Идолище, метнуло в Илью обоюдоострый нож, но увернулся богатырь, метнул в Идолище клюку галицкую и убил его. Схватил он поганого, вышел во двор и давай лупить им всех его воинов. Всех перебил, а потом освободил князя царьградского Константина Боголюбовича.

Тот в благодарность просил Илью остаться в Царьграде и править с ним вместе. Но богатырь отказался и отправился домой. В том чистом поле он встретил калика перехожего и своего коня Бурушко. Переоделся Илья в своё богатырское платье и отправился в Киев.

Однажды Илья Муромец сильно поссорился с князем Владимиром Красное Солнышко, и тот приказал наказать богатыря — посадить в погреб, не давать ему ни еды, ни питья. Услышали о жестоком наказании Ильи Муромца, его храбрые собратья богатыри и уехали из Киева, отказались служить князю.

А княгиня Апраксия, когда узнала о несправедливом решении мужа, поняла, что большая беда может случиться, если нападут на Русь враги — не устоит Киев. Она приказала тайно отнести Илье одеяла, сытную еду, питьё и новую одежду.

Когда слухи о ссоре князя с богатырями дошли до татарского хана, Калин-царя, тот очень обрадовался и решил захватить стольный град Киев. Подошёл с несметным полчищем к городу и потребовал сдать его без боя, угрожая, что спалит все дома и церкви, а самого князя с женой в полон возьмёт.

Тут и шепнула растерявшемуся мужу Апраксия, что вся надежда на Илью Муромца.

— Да помер он наверное без еды и питья! — воскликнул князь.

— А ты сходи и посмотри, — ответила Апраксия.

Спустился в погреб князь, встретил его Илья Муромец, здоровый и невредимый. Стал просить у него князь прощения, но Илья на него даже не посмотрел. Апраксия рассказала Илье, какая беда грозит Киеву, просила его защитить город и людей русских.

Вскочил Илья на своего верного коня Бурушко, выехал в чисто поле и увидел там несметные вражьи полчища, но не испугался, а вступил с ними в бой. Но схватили его татарские воины, привели к Калин-царю.


Русский богатырь отказался перейти на сторону Калин-царя.u

Тот стал уговаривать русского богатыря перейти на его сторону, обещал несметные сокровища. Отказался Илья. Тогда решили враги стрелять в него из луков, вывели богатыря в чистое поле, а Илья поднатужился, разорвал связывавшие его верёвки, схватил одного татарина за ноги и стал бить им войско татарское, но понял, что одному ему не справиться.

Схватил Илья татарский лук и пустил стрелу в сторону собратьев своих, богатырей русских. Поймали богатыри его стрелу и поняли, что попал Илья в беду, и направили своих коней к татарскому войску.

Началась большая сеча. Тринадцать богатырей русских топтали войско вражеское, кололи его копьями.

Понял Калин-царь, что пропал и со своими воинами ускакал прочь от Киева. А богатыри с победой вернулись в стольный град.


ИЛЬЯ́ МУ́РОМЕЦ

Мифологизированный образ главного русского богатыря.

❀ ❀ ❀

Словарик

КАЛИ́КА ПЕРЕХО́ЖИЙ — старинное и доныне употребительное в разных частях России название для странников-слепцов, поющих духовные стихи.

Произошло от калиги (латинское слово caligae — «сапоги») — подвязные сандалии, в которые обувались паломники, отправлявшиеся в Иерусалим. 

В Древней Руси слово калика или калека обозначало не искалеченного человека, а человека, много странствовавшего и побывавшего в святых местах.

Поиск по сайту fraze.ru

Случайная статья

Радуйся полученным знаниям и поделись с другими.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях!

Нажмите на иконку, чтобы опубликовать на своей странице


Новое на сайте

16 октября 2021
15 октября 2021
14 октября 2021
13 октября 2021

Все материалы

Яндекс.Метрика